Виктория Андреева

Виктория Андреева

Виктория Андреева

Мастер-класс "Возможности песочной терапии в исцелении травмы"

Андреева Виктория Ивановна

Психолог, юнгианский аналитик. Индивидуальный член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP).

Автор и ведущая образовательной программы: Теория и практика юнгианской песочной терапии (Sandplay). Преподаватель образовательной программы: Современный подход в аналитической психологии и психотерапии.

 

Мастер-класс «Возможности песочной терапии в исцелении травмы»

 

На основе практического опыта участники мастер-класса рассмотрят способ выхода из психического убежища, образованного вследствие травмы. Исследуют какие возможности дает песочная терапия для работы в малодоступных для вербализации пространствах, восстановления психической целостности, исцеления.

Юнг писал: «Часто руки сами знают, как решить головоломку, которую напрасно пытался решить интеллект». Им была разработана техника активного воображения, которая стала теоретической основой песочной терапии.

Песочницу Юнг определял, как детский аспект коллективного бессознательного и говорил о том, что с помощью песка можно придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Виктория Андреева описывает песочную терапию как связь времен, возвращающую нас назад, в том числе, и к травматическому опыту. На поле песочницы можно отыгрывать, создавать, изменять, уничтожать старый и создавать новый мир.

Песочная терапия использует поднос, песок, воду и коллекцию небольших фигурок, изображающих тех, кто встречается в окружающем мире. Использование природных материалов позволяет ощутить связь с природой, а фигурки, сделанные руками, — принять то, что уже существует. Важный элемент песочной терапии – воображение клиента, о чем Юнг говорил «фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе».

В памяти индивида, чья жизнь была подвергнута травматическому событию, появляются провалы, поэтому вербализация часто становится невозможной. Человеку сложно выразить словами, что произошло, если событие задело и причинило боль. В песочной терапии важен процесс символизации и активизации архетипа ребенка, который дает возможность интегрировать психику, расщепленную в результате травмы.

В терапии важно создать атмосферу безопасного пространства, где материал бессознательного может быть проработан в игровой манере, и с этой задачей отлично справляется песочная терапия, позволяющая «обходить» сопротивление клиента.

Виктория Андреева на мастер-классе расскажет об основных принципах песочной терапии, среди которых минимум инструкций, неинтрузивность терапевта, а также осознание трехстороннего переноса между клиентом, психотерапевтом и художественным образом.

Самым важным аспектом песочной терапии является возможность обратиться через любимую игру к детской части личности. Хорошо и понятно об этом феномене сказал Юнг: «Он (архетип ребенка) воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума; воплощает пути и возможности, о которых наше одностороннее сознание не имеет никакого представления... Он выражает самое сильное и непреодолимое стремление каждого существа, а именно – стремление к самореализации».