Пароль для мира победившего Ильяхова

   Когда-то в СССР не было никаких психологов. Психиатры были для особо тяжелых случаев, а никаких там поддерживающих бесед и прочих часовых сессий для обычных людей, этого было не заведено. Да и какие могут быть часовые сессии, если к восьми утра на завод? Бабушка бы моя очень удивилась, прямо скажем. 

В эти времена психологию продавали примерно как риэлторские услуги. Помните, прекрасный фильм «По семейным обстоятельствам»? "Кофточки светлые, изолированные и чтобы пуговицы на юг и на запад. ... " — вот так же и с психологами примерно. «Мама моей тети, очень опытная женщина, только для вас, позвоните три раза и скажите, что вы от Сигизмунда — это пароль». Какие там продажи себя! О чем вы! Черный рынок, ежеминутная угроза разоблачения и черный нал.

Потом в путаные мутные 90-е, вместе с кока-колой, сигаретами с ментолом и эротическими фильмами в Россию завезли и психологов. Те, кто еще раньше сообразил, что в этой профессии будет нужда, на лету переобулись из врачей в помогающие практики. Первые записи лекций продавали на аудио и видеокассетах, сделав на этом настоящие состояния. Первые книги переводили дома сами, печатая чуть ли не на печатной машинке и рисуя обложки от руки. На этом бизнесе тогда можно было сделать еще одно состояние для тех, кому не хватило первого. И мудрено ли: потребность в знаниях о том, что с нами происходит уже возникла, плотина была прорвана и хлынула заморская вода на нашу неподготовленную территорию. А получить эти знания было толком еще негде. На этом фоне было неважно, как говорили привозные лекторы и их переводчики. Как были написаны те первые книги о психологии на русском — тоже было важно не очень. Если единственная альтернатива этим книгам — это полное их отсутствие, то тут, понятно, особо не повыбираешь.

Продавать себя в то время было принято напористо и агрессивно. Примерно так, как учат американские копирайтеры: «Психолог. Дешево. Отличные Результаты. Только У Нас. Звоните Сегодня.» Без нахрапа и апломба — не продашь. Какой красный пиджак тебе поверит, если ты не уверен в себе и не готов немедленно достать ему из рукава кнопку для изменения реальности? А у остальных нет ни времени, ни денег на психолога. У них тяжкие дни, суровые будни, штопаные колготки и талоны на сахар.

В нулевых психологов становится больше. В каждом заштатном городишке открывается свой психологический центр и телефон доверия. Все, кто были рекрутерами, эйчарами, учителями и техническими служащими — все, ровно все становятся психологами. Психологи получаются на курсах быстрой переподготовки из пионервожатых: и они ведут к счастью твердой рукой, слегка покрикивая, того и гляди всучат тебе галстук и горн. Психологи и коучи начинают прогрызаться сквозь скорплупу многочисленных юристов и экономистов, наштампованных 90-ми: они логичны, последовательны, любят ссылаться на науку и цитировать классиков. К ним приходят за основательностью и бизнес-решениями. Психологи из врачей часто гордятся дипломом и обильно цитируют психиатрические учебники, навязывая всем мании и фобии. Но вот продавать себя становится сложнее. Всегда сложнее конкурировать, когда сортов масла уже не два, а хотя бы двадцать. Поэтому снова подключается сарафанное радио и старые связи, как в забытые времена СССР. Хороших психологов передают из рук в руки, а плохие начинают осваивать интернет и колонки в СМИ.

Со времен нашей жизни «без психологов» прошло без малого тридцать лет. И те, кто были успешны в 90-е и те, кто примкнули к ним нулевые, и те, кто выбрали для себя факультет психологии только вчера — все хотят клиентов, и все хотят денег. Но с каждым днем конкурентом становится только больше и продавать себя становится все сложнее. Этому по-прежнему нигде не учат, это по-прежнему не принято обсуждать и многие люди могут всерьез сказать психологу: «А почему вы вообще за это деньги берете? Ваша миссия — людям помогать, а это должно быть бесплатно». Но психологам не дают в магазинах бесплатной колбасы и бесплатных ботинок, не сдают бесплатно квартиру и не учат бесплатно детей. А значит, им приходится учиться жить в мире победившего Ильяхова, где не работают старые приемы продвижения.

Сарафанный маркетинг хорош до тех пор пока вам не придет охота поднять цены или масштабировать бизнес. Реклама в интернете не вызывает доверия у клиентов. Рассказывание кейсов в соцсетях и этически подходит не всем, и отталкивает клиентов едва ли не больше, чем привлекает. Вот и получается, что вместо ответов у нас на руках одни вопросы: как и где рассказывать о себе так, чтобы это приводило клиентов?

Если кратко — то рассказывать нужно в Интернете и на тех площадках, где ваши потенциальные клиенты действительно есть. То есть не на Б17, где коллеги размещают сворованные друг у друга или плохо переписанные статьи, а в социальных сетях, в группах, где общается ваша целевая аудитория. Начинать лучше с сайта, а не с соцсетей, потому что именно он дает возможность рассказать о себе последовательно и внятно, ответив на все вопросы клиенты. И уже только потом открывать для себя большой мир СМИ, мероприятий, партнерских программ и многого другого. Ключевое — какой бы канал вы ни выбрали — оставаться с собой и разговаривать с аудиторией на интересные вам темы в присущем вам стиле. Только тогда ожидания клиентов будут оправданы и вы сможете им дать ровно то, что обещали ваши тексты.

К сожалению, с сайтами о психологии и психотерапии происходит то же, что и с медицинскими. В интернете много шелухи, мусора, и люди потихоньку перестают верить психологам и коучам. В нашей стране, где многие годы психологов в свободном доступе не было, была лишь карательная психиатрия, и слово психолог ассоциируется с болезнями, это вдвойне страшно. Поэтому личные сайты с историями от практикующих психологов важны не только вам, чтобы “продвинуть” себя и пообщаться с клиентами. Они важны и вашим клиентам: ведь они позволяют им узнать о настоящей психологии, они полезнее популярных онлайн журналов.

Но битву за внимание читателей чаще выигрывают журналисты и копирайтеры развлекательных сайтов. Поэтому ваши клиенты вместо настоящих знаний и пользы получают шуточные тесты, пересказ новостей из серии “британские ученые узнали” и информацию от тех шоуменов с рынка, что поактивнее. Разве это правильно? Ваши тексты очень важны клиентам. Они могут работать на вашу репутацию лучше дипломов и сертификатов. Я знаю это. И приглашаю вас узнать о том, как это работает и научиться писать тексты, которые увлекают и приносят пользу.

 

Возможно, новая эпоха в продвижении психологов начнется именно с вас. Ей уже самое время.

 

Майя Богданова — Спикер Конференции «Психология современности Кризисы и ресурсы 3.0, руководитель Школы Контента и пиар-агентства «Дискавери Центр».
на мастер-классе расскажет как психологу создать частную практику не изменив себе и себя.

Выбирайте подходящий для Вас пакет участия на сайте.

Добавить комментарий